ДЗЮ-ДО
(«Путь гибкости», или «мягкий путь»)
"Путь мягкости";
ненасильственное, в основном боевое
оборонительное искусство, созданное в 1882 г.
Кано Дзигоро (1860 - 1938).Основано главным
образом на приёмах рукопашного боя,
применявшихся в дзю-дзюцу. Само слово дзюдо
использовалось в школе дзю-дзюцу "дзикисин-рю"
для обозначения боевого искусства этой
школы, делавшего ставку на приемы, которые
не были смертельными. Этот термин возродил
Кано Дзигоро, который хотел превратить дзю-дзюцу
в "боевой спорт" для физической
тренировки и общего образования молодежи.
Он говорил: "Цель дзю-до - понимание и
демонстрация живых законов движения".
Для этой цели Кано Дзигоро отобрал ряд
движений туловища, рук и ног из арсенала дзю-дзюцу,
которые были особенно эффективны в
рукопашном бою. Эти приемы охватывали сферы
боя в партере и в стойке, Кано Дзигоро
использовал такие варианты этих техник,
которые позволяли нарушить равновесие
противника (кудзуси) и обездвижить его.
Конечной целью была способность
нейтрализовать противника, Так Кано
Дзигоро создал систему самозащиты, которая
изучается в сочетании с овладением общими
законами движения.
Для изучения дзюдо
необходим партнер. Дальнейшая тренировка
перерастает в обучение свободному поединку
(рандори , а котором противник, или "подчиняющийся"
(укэ), бросается на мат и обездвиживается
"бросающим" (тари). Тренировка и
соревнования происходят в дзю-додзё (сокращённо
додзё), на полу, покрытом матами-татами для
смягчения падения (укэми).
Как и во всех боевых
искусствах, практикующий дзю-до (дзюдо-ка)
стремится досчичь гибкости всего тела и
конечностей, скорости движений тела (таи-са6аки)
и совершенного равновесия посредством
управления дыханием и сосредоточения
энергий в Хара (расположенном в нижней
части живота центре равновесия и
резервуаре внутренней энергии), а также
посредством тщательного изучения
технических приемов своего искусства. В дзю-до
должен царить дух отрешенности и
безмятежности. Ученик должен стараться
пребывать в состоянии постоянной
бдительности "хантай", не допуская "мертвых
движений" (бонно). Вооруженный
дисциплинированным умом, спокойный и
безмятежный, управляющий своим телом и
реакциями ученик легко сможет повергнуть
наземь любого противника. Дзю-до было
создано в токийском буддийском храме Эйхо-дзи
в 1882 г. Оно быстро развивалось, и первый
чернопоясный ранг был присвоен Кано
Дзигоро его ученику Тайро Сиро уже в 1883 г.
Когда Кано Дзигоро в 1889 г. отправился в
Европу, чтобы преподавать свою технику, в
его додзё насчитывалось около 600 учеников.
После демонстрации искусства дзюдо,
устроенной в Марселе в том же году, первые
додзе были основаны во Франции, в частности
в Париже. Вернувшись в Японию, Основатель
продолжил свою работу и в 1922 г. создал
Кодокан, которому предстояло стать
официальным центром движения дзю-до. С
конца девятнадцатого столетия
Великобританию посещали различные
инструкторы японского дзю-дзюцу. (Тогда-то и
вошло в обиход искаженное название этого
боевого искусства - "джиу-джитсу").
Затем стало усиливаться влияние дзю-до. В 1920
г. Кано Дзигоро посетил Лондон и принял
местные сообщества дзю-до и дзюдзюцу в
Кодокан в качестве зарубежных филиалов.
К 1956 г, дзюдо стало
обязательным спортом во всех японских
школах, и некоторое время японцы побеждали
на всех мировых чемпионатах. Но, в 1961 г.
голландец-гигант Антон Гесинк победил
японского чемпиона Сонэ, и с тех пор стало
очевидно, что преимущество находится на
стороне более рослых и тяжелых борцов,
Признание этого факта привело к созданию в
дзю-до весовых категорий, как в боксе. Этот
шаг противоречил всей концепции дзю-до,
сформулированной Кано Дзигоро, но в
послевоенные годы западные организации дзю-до
стали относиться к дзю-до все больше и
больше как к спортивному единоборству и все
меньше и меньше - как к образу жизни, Это
постепенно привело к идеологическому
расколу между спортивно-ориентированными
дзюдо-ка и теми, кто продолжал
придерживаться идеалов Основателя и
традиций японских боевых искусств.
Подобную двойственность можно наблюдать,
во всех боевых искусствах, покинувших
родные берега и пустивших корни в странах
Запада. Разделение борцов на весовые
категории совпало по времени с
Олимпийскими Играми 1964 года Токио. Это было
отчасти и своевременно, так как японцы
меньше всего хотели быть полностью
разгромленными в своей собственной стране.
Хотя Геесинк, а позже его соотечественник
Руска доминировали в категории тяжеловесов,
японцы оставались чемпионами в других
категориях на чемпионатах мира. И только в
1969 г. японский тяжеловес Синомани стал
чемпионом, победив Руску в Мексике.
Со времени своего
дебюта в качестве олимпийского вида спорта
в 1964 г. дзю-до несколько раз меняло правила и
весовые категории. Мировые чемпионаты
начались в 1956 г. и проводятся каждые два
года. Первый Чемпионат Европы по дзю-до
среди мужчин состоялся в 1951 г. (его выиграла
французская команда); среди женщин - в 1982 г. С
1974 г. проводится также Кубок Европы. Кано
Дзигоро всегда был решительно против
всяких публичных состязаний, поскольку он
считал, что дзю-до должно быть личным
искусством для тренировки ума и тела.
Сущность дзю-до
содержится в клятве, которую дают ученики
при вступлении в Кодокан:
1. Вступив в Кодокан, я не брошу учебу без
уважительной причины. Я не опозорю Додзё.
2. Без разрешения я никому не открою
секретов, которым меня обучили.
3. Сначала как ученик, потом как учитель я
всегда буду следовать законам Додзе.
По мысли Кано Дзигоро,
дзюдо - это не столько искусство самозащиты
без оружия, сколько философия, искусство
повседневной жизни. "Изучение общих
принципов дзю-до, - говорил он, - важнее, чем
просто занятия дзюдзюцу". К сожалению, в
современных соревнованиях по дзю-до все
меньше чувствуется дух Основателя. Они
становятся, фактически, состязаниями в силе
и уже больше относятся к сфере борьбы, чем
истинного дзю-до. Вероятно, именно поэтому у
любителей боевых искусств все большим
успехом стали пользоваться другие
дисциплины -- такие, как айки-до и каратэ,
хотя каратэ тоже выродилось в весьма
агрессивное состязательное единоборство.
Тем не менее, дзю-до и по сей день - один из
самых распространенных видов спорта в мире,
которым занимаются миллионы. Обучение дзю-до
проходит в несколько стадий. Изучаются
техники для положения стоя (тативадза) и
техники борьбы в партере (нэ-вадза). Каждая
стадия обучения отмечается вручением
ученику цветного пояса (оби). Цвет пояса
соответствует достигнутому уровню или
рангу(кю). Ранги черного пояса и выше
называются дан. У поясов есть и чисто
утилитарная функция: стягивать форменную
одежду (дзюдо-ги).
Более подробно об истории возникновения и развития Дзю-до можно узнать из жизнеописания Основателя Дзигоро Кано.