КОБУ-ДЗЮЦУ
(Старинные Воинские Искусства)
Это комплекс окинавских искусств владения традиционным, так называемым «крестьянским» оружием (в отличие от самурайского — меча, алебарды, секиры и т.п.). Эти искусства зародились на Окинаве в XV веке, но основное развитие получило значительно позже, в XVII—XVIII веках. Развитие кобу-дзюцу неразрывно связано с каратэ. Фактически, старые мастера этих искусств одновременно являлись мастерами первых школ каратэ.
Мастера и организации
Прежде всего, это Яра из деревни Чатана и Сакугава (1733—1815). Яра работал в основном с палками («бо» или «кон») и трезубцами («сай»). Он оставил две ката: Чатан-Яра-но-Бо и Чатан-Яра-но-Сай, практикуемые и сегодня. Сакугава специализировался в технике работы с палкой. Он создал ката Сакугава-но Кон, тоже сохранившуюся до наших дней. Позже один из его учеников, Гинован Тунчи, вдохновленный этой ката, разработал свою собственную — Гинован-но-Кон.
Сакугава передал свое искусство Чинэну Пэй-чину, а тот своему сыну, Чинэну Санда. Этот последний имел четырех основных учеников, среди которых выделяется Ябику Модэн (1882— 1945). Мастер Ябику занимался также под руководством Канакусику Санда (1841—1926), а его учеником был Тайра Синкэн. Канакусику известен как основатель школы Уфучику. Кроме Ябику Модэна, его учениками являлись Такахаси Сабуро, Кина Сёсэй и пятеро собственных сыновей.
Еще один выдающийся мастер прошлого, это Сакияма Китоку (известный также под именами Сакияма Таро и Сакияма Вакуда), учившийся у китайского мастера У Лу-циня. Сакияма передал свое искусство Куниёси Синкичи. Современник Хигаонны Канрё, с которым его связывала дружба, Куниёси, известный как «буси» (воин) Куниёси и еще как Куниси, разработал несколько ката. Среди них Куниси-но-Бо и Куниси-но-Ку-ми-Бо.
Последний выдающийся мастер довоенного периода, это Матаёси Синко (1888—1947), учителями которого были Хига Танмэй (он же Кусикава Тиракава) и Ирэ Мосикава. Кроме того, он несколько лет учился в Китае.
Главным систематизатором старинных стилей кобу-дзюцу стал мастер Тайра Синкэн (1897— 1970). Он изучал кобу-дзюцу у Ябику Модэна, а каратэ у Фунакоси Гичина и Мабуни Кэнва. В 1955 году Тайра основал Рюкю-Кобудо-Ходзон-Синко-кай, а в 1970, незадолго до смерти, Всеяпонская Федерация кобудо присвоила ему 10-й дан.
Преемником
Тайра Синкэна стал Акаминэ Эй-сукэ. Он
поступил в ученичество к мастеру в 1959 году,
уже имея неплохую подготовку от других
учителей. В 1965 году Акаминэ получил от Тайра
«мэнкё-кайдэн», документ, дающий право
преподавать стиль в полном объеме. В 1971 году
он открыл свое додзё, которому дал название
Синбу-кан.
Наряду
с Акаминэ, еще одним выдающимся мастером
современного кобу-дзюцу (правильнее
сказать ко-будо) является Матаёси Синпо (1921
года рождения). Его учил собственный отец,
Матаёси Синко, а позже мастер Хига Сэко (каратэ
Годзю-рю). Среди учеников мастера Синпо
известны Ито-кадзу Сэко, Мияги Коки, Киндзо
Кэничи, Одо Сэйкичи, Чинэн Кэню и Адания
Сэйсукэ.
В
настоящее время кобу-дзюцу Окинавы
развивается в форме ко-будо по двум
основным направлениям: окинавскому и
японскому. Каждое из них представлено
несколькими организациями. На Окинаве их 7,
в Японии 3.
Окинавские:
—
Дзэн-Окинава-Кобудо-Рэнмэй (Матаёси Синпо);
—
Рюкю-Кобудо-Ходзон-Синко-кай (Акаминэ
Эйсукэ);
—
Дзэн-Окинава-Каратэ-Кобудо-Рэнго-кай (Хига
Сэй-току);
—
Окинава-Кэнпо-Каратэ-Кобудо-Рэнмэй (Одо
Сэйкичи);
—
Мотобу-рю-Кобудо-Дзюцу-Кёкай (Уэхара
Сэйкичи);
—
Кокусай-Каратэ-Кобудо-Рэнсэй (Такаминэ
Чубуку);
—
Рюэй-рю-Каратэ-Кобудо-Ходзон-кай (Накаима
Кэнко).
Японские:
—
Рюкю-Кобудо-Синко-кай (Иноуэ Мотокацу);
—
Итосу-Каратэ-Кобудо-Ходзон-Синко-кай (Сакагами
Саадаки);
—
Международная конфедерация пропаганды
каратэ и кобудо (Огура Цунэёси).
Оружие
кобу-дзюцу
Специфика
окинавского кобу-дзюцу заключается именно
в том, что здесь как оружие используют
сельскохозяйственные инструменты и
предметы повседневного обихода, по логике
вещей оружием быть не предназначенные.
Наиболее известные виды такого оружия
следующие:
—
Бо
(палка). Чаще всего употребляют року-сяку-бо
(длиной 180 см). Менее популярны другие
варианты: кю-сяку-бо (280 см) и сан-сяку-бо (100см);
—
Нунтяку
(короткий цеп для молотьбы). Вероятно,
наиболее известное в мире оружие Окинавы.
Представляет собой две короткие палки (по
25—32 см), соединенные веревочным или цепным
звеном (длиной 8—10 см).
—
Сай
(трезубец, укороченный до размеров кинжала).
В сечении его зубцы не граненые, а круглые.
Используется попарно, а третий сай носят за
поясом в качестве запасного. Иногда сай
прикрепляют к концу палки, такое гибридное
оружие называется нунти;
— Тонфа (рукоятка мельничного жернова). Используется как парное оружие, преимущественно для блокировки;
— Кама (серп). В отличие от славянских серпов, здесь лезвие насажено на прямую рукоятку под прямым углом. С нашей точки зрения это скорее миниатюрная коса. Используется в одиночном и парном вариантах;
— Эку (весло). Техника работы с веслом (эку-дзюцу) представляет разновидность техники работы с палкой (бо-дзюцу);
— Тэкко (кастет). Существует в разнообразных вариантах, но характерной особенностью окинавского тэкко является выступающий спереди (из пальцев) острый шип, или два шипа, Похож на индийскую ваджру и микронезийский никкумвуч;
— Суручин (веревка с грузилами по обеим концам). Различают «нага-суручин» длиной три метра, и «тан-суручин», длиной полтора метра. Применяется для захлестывания рук или ног противника, для ударов в голову и по рукам с дальней дистанции;
— Фундо (короткая цепь с рукоятками по концам, играющими роль грузил). Существует в двух вариантах: «кусари-фундо» (50 см длины) и «хо-со-фундо» (70 см длины);
— Кува (мотыга), тэчу (лом), тимбэ (щит в сочетании с секачом для разделки крупной рыбы и туш животных) относятся к видам оружия, мало известным за пределами Окинавы. Щит — это круглая крышка от больших емкостей, сплетенная из молодых побегов бамбука и обтянутая кожей животных.
Говоря словами 75-летнего, Матаёси Синпо, «постижение искусств кобудо (прежнего кобу-дзюцу) сопряжено с большим риском. Оно требует совершенного владения как телом, так и оружием, такого мастерства, когда тело и оружие становятся одним целым... Цель кобудо заключается в познании самого себя, в испытании собственного терпения, в умении разделять добро и зло».