Уэсиб
Морихэй
Уэсиба
родился 14 декабря 1883 года в Танабэ,
префектура Вакаяма. Его отец был оружейным
мастером клана Кии и возглавлял отряд
самообороны в своей деревне. С десяти лет он
обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и со-дзюцу
(искусство копья) школы Аои.
Начиная
с 1890 года Уэсиба Морихэй посещал храм
Дзизодэра, где монах Фудзимото Мицуё обучал
его философии секты Сингон. В 1898 году, в 15
лет, он приехал в Токио учиться дзю-дзюцу в
школе Кито-рю под руководством Тодза-ва
Токудзабуро. В 1902 Морихэй отправился в
Сакаи, где Накаэ Масакацу обучил его дзю-дзюцу
и кэн-дзюцу школы Ягю-Син-Кагэ. В додзё Накаэ
он встретил некоего Ханда, ученика Такэда
Сока-ку и заинтересовался Дайто-рю-айки-дзюцу.
В
1904 году Уэсиба добровольцем участвовал в
Русско-Японской войне в Маньчжурии в
качестве капрала 37-го полка 4-й дивизии,
сформированной в Осака, В соответствии с
некоторыми источниками, во время первого
своего пребывания в Маньчжурии Уэсиба
открыл для себя Багуа-цюань (Кулак Восьми
Триграмм), «внутренний» китайский стиль,
основанный на управлении энергией «ци» и на
круговых движениях.
В
1906 году Уэсиба вернулся в родной Танабэ. В
1908 он получил «мэнкё» (сертификаты) школы
Кито-рю (за дзю-дзюцу), «Ягю-Син-Кагэ» (за кэн-дзюцу)
и «Тэндзин-Синъё» (за дзю-дзюцу).
В
1911 году Уэсиба решил обосноваться на
пустующих землях севера острова Хоккайдо.
Он покинул Танабэ во главе сотни человек и
по приезде на место создал поселение
Сиратаки. По словам его сына, Уэсиба
Киссомару, отец тогда же встретился здесь с
мастером Такэда Сокаку, который вручил ему
через 5 лет, в мае 1916 года «мэнкё-кайдэн»,
диплом, свидетельствующий об изучении всей
программы школы Дайто-Рю.
По
словам же Такэда Токимунэ, сына Такэда
Сокаку, Уэсиба познакомился с его отцом на
четыре года позже, в 1915 году, в гостинице
Хисада. И только спустя семь лет, 12 сентября
1922 года, он получил диплом ассистента-инструктора,
дающий право преподавать при соблюдении
определенных условий, но вовсе не «мэнкё-кайдэн»,
который освобождает от положения ученика.
Как
бы там ни было, еще в 1912 году Уэсиба открыл в
Сиратаки свое додзё, куда в 1915 году приехал
Такэда, чтобы преподавать курс Дайто-рю-айки-дзюцу.
Обучение
Уэсиба не ограничилось изучением Дайто-Рю.
В 1922 году он получил еще один диплом школы
Ягю-Син-Кагэ (по дзю-дзюцу) и изучал другие
системы, а именно дзю-дзюцу школы Синкагэ.
Что
наиболее привлекло Уэсиба в учении айки-дзюцу,
кроме выдающейся личности самого Такэда, —
так это, конечно, динамическая реализация
закона «Айки» (Соединения Энергий), а также
его применение к практике боя без оружия, то
есть к практике, соответствующей новой
эпохе, переживаемой Японией, и способной
более полно удовлетворить его собственные
философские запросы.
Таким
образом, ни в 1916 году, ни даже в 1922-м, айкидо
еще не было создано.
2.
Преподобный Дэгучи и Кото-Тама
В
1919 г. Уэсиба покинул Сиратаки, чтобы
отправиться в Танабэ к больному отцу. В
дороге он услышал массу слухов о странном
монахе, — лекаре и чудотворце, —
проживающем в Аябэ, — о преподобном отце
Дэгучи Онисабуро (1871— 1948).
В
это время Дэгучи (его прежнее имя Уэда
Китасабуро) уже был духовным наставником Оо-мото-Кё,
секты Великого Источника. В 1898 году на него
снизошло откровение: он услышал «небесный
голос», который сообщил ему следующее: «Ты
должен познать самый чистый и благородный
путь — путь, который ведет к Небу. Ты должен
очистить свое тело и душу, чтобы суметь
пробудить людей. Тебе надо стать Служителем
Бога. Распространяй Свет в этом мире. Стань
Солью спасения и очищения. Лечи тела и души.
Отдай свою жизнь людям и Пути к Небесам. Без
настоящей силы любви ты не сможешь достичь
этого. Десять последующих лет станут
решающими. Ты познаешь ненависть и гонения.
Смело ступай вперед с силой Господа. Не
отступай. Господь прольет на тебя Свой Свет».
В
1907 году Дэгучи стал великим учителем Оомото-Кё.
С этого времени и до своей смерти в 1948 году,
он развернул колоссальную многоплановую
деятельность: создал ежедневную газету «Тайсё-Нити-Мичи»,
составил японско-эсперанто словарь,
учредил Ассоциацию Всеобщей Любви и
Братства, учредил Ассоциацию по
Распространению Воинских Путей Великой
Японии, создал Всемирную Федерацию Религий,
учредил газету «Дзинрю-Айдзэн-Симбун»,
заключил союз с китайскими сектами под
названиями «Общество Доктрины
Основополагающего Единства» и «Общество
Строгого Следования». В 1925 году Дэгучи
связался с Белым Братством Болгарии (позже
Всемирным Белым Братством), возглавляемым
Петром Деюновым (1864 — 1944).
Под
руководством Дэгучи секта Оомото-Кё стала
мощной организацией, имеющей многочис-леные
ответвления по всей Японии и за границей. Ее
основная цель, «внешняя» и «видимая»,
находилась в тесной связи с имперским
проектом «сферы общего процветания Азии»,
иными словами, Дэгучи предлагал установить
на земле «Царство Единого Бога», основанное
на политическом, культурном и
экономическом союзе между Китаем и Японией.
Уэсиба
Морихэй посетил Дэгучи в конце сентября 1919
года и уехал в Танабэ только 28 декабря. Его
отец умер 2 января 1920 года. На могиле сын
испытал сильное потрясение, которое
укрепило его уверенность в религиозном
призвании. В том же году Уэсиба потерял двух
первых своих детей, умерших в раннем
возрасте. После всех невзгод он решил
присоединиться к Дэгучи и переехал в Аябэ.
По
совету своего нового духовного отца, он
открыл здесь додзё, где преподавал Дайто-рю-айки-дзюцу
приверженцам Оомото-Кё. В 1922 году сюда на
некоторое время приехал Такэда для
проведения занятий в зале Уэсиба. Если
взаимоотношения между Уэсиба и преподобным
Дэгучи были превосходными, то совсем иначе
выглядели его отношения с другими членами
общины, упрекавшими его в авторитарности и
нетерпимости.
Рядом
с Дэгучи Уэсиба полностью погрузился в
учение, которое он в общих чертах освоил еще
в секте Сингон (вспомним Фудзимото Мицуё) и
которое стало определяющим для его
будущего понимания Айкидо-Кото-Тама.
Кото-Тама
— это учение о «власти звуков». Оно
практикуется в основном в форме мантр (священных
звуков) и мудр (символических жестов). Вот
как характеризует его Мишель Рандом в своей
книге «Воинские искусства, или дух Будо»: «Эзотерическое
знание айкидо чрезвычайно глубоко. Учитель
Уэсиба посвятил ему всю свою жизнь. Одно из
его основных исследований касалось
символики и власти звуков. Пять первозвуков
Творения — это И, а затем Е, А, О, У. По
святому Иоанну, «И» является
первоначальным звуком, соответствующим
слову Евангелия: «Вначале было Слово, и
Слово было у Бога, и Слово было Бог». Звуки Е,
А, О, У представляют 4 этапа творения. Эти 4
этапа символизируют ритм дыхания Вселенной.
Эти 4 ритма порождают 8 сил, которые также
являются 8 цветами, 8 звуками. Цифра 8 в
Японии и вообще на Востоке — это цифра
бесконечности... 4 этапа У, О, А, Е
развивают первоначальную Энергию, создают
внутренний и внешний мир. Каждая буква
представляет одну из сфер Бытия. Звуки
означают проявленный мир... Каждая сфера
имеет свои вибрации, соединяющие духовную
сущность с физическим телом... 4 сферы
Проявления, умноженные на 8 сил, порождают 32
состояния действительности... Это знание
берет свое начало в эзотерическом учении
Синто...»
По
мнению Уэсиба Киссомару, сына Учителя,
взаимодействие между айкидо и Кото-Тама
состоит в том, что айкидо следует
рассматривать как конкретную
интерпретацию и воплощение учения о «власти
звуков».
Под
влиянием теории Кото-Тама, Уэсиба
значительно изменил характер преподавания
Дайто-рю-айки-дзюцу и начал называть свое
искусство «Айки-бу-дзюцу».
Между
тем, на Оомото-Кё начались гонения. С 1921 года
Дэгучи по обвинению в оскорблении
императора находился под домашним арестом.
Тем не менее, ночью 13 февраля 1924 года он, не
считаясь с запретом, уехал в китайскую
Монголию в сопровождении нескольких
преданных ему лиц и Уэсиба в качестве
телохранителя.
По
приезде на место с помощью некоего Лу Чжан
Гуэя он создал «Независимую Армию Северо-Запада»,
взял в свои руки распределение соли и риса,
оповестил всех о создании «Царства Бога» и
объявил себя «Спасителем Мира». Местный
губернатор Чжан Цзо Лин не стал терпеть
такого самоуправства в своих владениях,
казнил Лу Чжан Гуэя и приговорил к смерти
приезжих японцев. Только вмешательство
японского консульства позволило Дегучи и
Уэсиба вернуться на родину 25 июля 1925 года
целыми и невредимыми. Благодаря
перенесенным в этой авантюре испытаниям,
Уэсиба впервые узнал о своей способности к
предвидению. Оказывается, во время
смертельной опасности он «чувствует», он «знает»
о нападении врага еще до того, как оно
происходит. Мистическая интуиция («точки
белого света») указывает ему даже
траектории полета пуль.
Отныне
Ван Шу Гао (мистический псевдоним Уэсибы в
Монголии) изменил свой взгляд на боевые
искусства. Год спустя, в 1926 году, после очень
интенсивной тренировки у него было видение,
которое он описал следующим образом: «Внезапно
я осознал, что земля и небо начинают
вибрировать. От земли исходила духовная
энергия, похожая на золотой пар, который
обволок мое тело, преобразуя его в золотое.
В этот момент я был способен достичь Сердца
Мира. Отныне вся земля — мой дом. Я понял,
что единоборства Будо бесполезны, если
победа достигается силой. Они не должны
быть теми инструментами, которые доведут
мир до краха, их роль в том, чтобы Сердце
Мира стало твоим и чтобы повсюду царил мир...»
Так
родилось Айкидо! Тем не менее пришлось
ждать еще 15 лет, чтобы этот термин стал
использоваться официально. В 1927 году Уэсиба
покинул Аябэ и переехал в Токио, где
преподавал в додзё, расположенном в его
собственном доме. В 1930 году он начал
строительство додзё в Вакама-цу-Сё, «Кобукан»,
которое было открыто в апреле 1931. Из-за
чрезвычайно трудных тренировок,
проходивших в зале Кобукан, он был прозван «Дзигоку-додзё»
(Зал Преисподней).
Вот
свидетельство мастера Сирата Риндзиро,
ставшего одним из первых учи-дэси (внутренних
учеников) в Кобукане: «Мы, учи-дэси, должны
были преодолевать все трудности и должны
были только побеждать. Из-за того, что мы не
имели права оказаться побежденными,
тренировки были чрезвычайно тяжелыми, на
пределе терпимого. В тот период сэнсэй
Уэсиба тоже интенсивно тренировался. Все,
кто к нему приближались, поражались
удивительному ощущению мощи, которую он
излучал. Сэнсэй занимался для себя и почти
не проводил занятий с нами. Приходилось
быть очень внимательными: наблюдать и
учиться самим».
Между
1931 и 1941 годами Уэсиба преподавал
одновременно в нескольких залах: Сонэдзаки-додзё,
Суйда-додзё, Оцука-додзё и др. Именно в это
время некоторые известные мастера, в
большинстве своем ученики Кано Дзигоро (основателя
дзюдо), стали его последователями: Сиода
Годзо, Хоси Тэцуоми, Мочидзуки Минору,
Томики Кэндзи.
В
1939 году он отправился в Маньчжурию для
проведения там показательных выступлений.
В 1940 году Кобукан приобрел особый статус,
утвержденный Министерством
Здравоохранения, а в 1941 году Бутоку-кай (официальный
союз японских боевых искусств) решил
признать Уэсиба-рю-айки-будо. Но именно в
это время Уэсиба, вопреки всяким ожиданиям,
покинул Токио. Он поручил руководство
Кобуканом своему сыну, и поселился в
маленькой деревне Ивама (префектура
Ибараги).
3.
Ивама
Укрывшись
в этом мирном убежище (шла война, Токио
регулярно бомбили!) Уэсиба тренируется,
молится и медитирует. В 1942 году он дал
окончательное название своему искусству:
Айкидо. Именно это название было
зарегистрировано в том же году в Бутокукае.
Отныне разрыв с Такэ-да-рю и Дайто-рю
завершен.
В
Ивама Уэсиба открыл новое додзё и заложил
фундамент храма, посвященного Айкидо и Кото-Тама:
Айки-Дзи.
Преподобный
Дегучи, находившийся в тюрьме с 1935 года, в 1942
освободился. Такэда Сокаку умер в 1943 г. От
Ивама война далеко. На новой земле Уэсиба
взял себе в ученики Тохея Коичи, Абэ Тадаси
и Сайто Морихиро, о котором говорят, что он
был любимым партнером учителя во время
работы с оружием. Уэсиба жил в Ивама до
конца жизни, но он часто ездил отсюда в
Токио и за границу с целью распространения
своего искусства.
В
1942 году он снова побывал в Маньчжурии, чтобы
участвовать в праздновании 10-й годовщины
государства Маньчжоу-го и выступал там
перед императором Пу-И (1906-1967). В 1948 году он
поддержал создание Айки-кай под
руководством своего сына Уэсиба Киссомару,
с резиденцией в Токио. В 1961 году он побывал
на Гавайях, где произнес эти вошедшие в
историю слова: «На сегодняшний день я
построил в Японии золотой мост. Я прибыл на
Гавайи, чтобы построить серебряный мост,
который соединит страны мира в истинном
духе Будо, духе гармонии между народами и
незыблемой любви».
Уэсиба
Морихэй вернулся в Великий Источник (Оомото)
26 апреля 1969 года.
4.
Айкидо
Айкидо
представляет собой одновременно и сумму, и
превышение, и упрощение старинных
восточных единоборств. В течение первых лет
работы над ним, называя его «Айки-Дзюцу», «Ко-Бу-Дзюцу»,
«Айки-Бу-Дзюцу» и «Айки-Будо», он думал о
новом варианте старинного Айки-дзюцу. Но
под влиянием доктрины Оомото-Кё он
заимствовал доктрину Каибара Эккёна (1630—
1714), самурая из клана Курода, который
проповедовал «любовь ко всякой вещи и
гармонию с природой через отношение
доброжелательности, основанное на владении
энергией Ки».
С
точки зрения Уэсиба, айкидо несет новый
свет для всех религий. В нем — конкретная
надежда на мир на земле, а не просто фактор
социальной интеграции, айкидо — это
средство отождествления Человека и
Вселенной: динамическое выражение
Космической Любви.
Следуя
логике своих мистических концепций, Уэсиба
постепенно модифицировал приемы
Дайто-рю-айки-дзюцу.
Его приемы имеют по своей сути защитный
характер. Они воплощаются в круговых
движениях, этих носителях «живой
созидающей силы», в полном согласии с «универсальными
законами», внутри естественного плавного
ритма, и тем самым гасят любой конфликт
присущей воинственному противостоянию.
Защита осуществляется на основе Соединения
Энергий (Айки): энергии нападающего и
энергии защищающегося, который стремится
контролировать нападение изнутри, сломить
волю к совершению зла в порыве братского
примирения.
Определенное
таким образом, айкидо выступает как
нравственная дисциплина, стремящаяся к
тому, чтобы сохранить физическую
целостность нападающего, что никогда не
было свойственно айки-дзюцу, более того,
прямо ему противоречит.