Канрё
Хигасионна "Священный
Кулак"
Это
имя не вселяет в меня благоговейный трепет
и не заставляет преклонять колени в виде
фанатической благодарности за то, что
совершил некогда этот человек. Но я
искренне верю, что без таких ярких
личностей история каратэ была бы похожа на
технический справочник, скучный и
безынтересный… Канрё Хигасионна родился 10
марта 1853 года в селении Нисимура (Западный
посёлок), являвшимся одним из районов
города Наха. Он был четвёртым сыном Канъё
Хигасионны и его жены Макадо. В детстве он
не был гигантом, но отличался от природы
хорошим здоровьем и с юных лет проявлял
интерес к воинским искусствам. С
малолетства он помогал отцу в его работе.
Хигасионна-старший владел небольшим
морским судном (простой джонкой) и торговал
дровами, курсируя между мелкими островками,
расположенными недалеко от Окинавы. У Канрё
был родственник по имени Канъю Хигасионна,
который был на пять лет его старше и
занимался воинскими искусствами.
Впервые к занятиям воинскими искусствами
Канрё в 1867 году под руководством мастера
Сэйсё Арагаки (второе прочтение его фамилии
- Ниигаки) (1840-1918 (или 1920)) по прозвищу "Мая",
что означает на окинавском диалекте "Кот".
Чуть более трёх лет Хигасионна обучался у
него, пока в 1870 году наставника вместе с
официальными лицами не отправили в Бэйцзин
- ныне столица Китая Пекин (Арагаки был
переводчиком).
Сэйсё
Арагаки и Тайтэй Кодзё
Перед
отбытием за море Арагаки представил своего
талантливого ученика своему другу,
эксперту кэмпо Тайтэй Кодзё (1837-1917гг) (он
известен по прозвищу Гокэн Танмэй, что
означает "старик с тяжёлым кулаком") и
другу семьи Тёмэй Удун Ёсимура (1830-1898гг).
Знакомство с ними должно было обезопасить
путешествие в Китай, которое юный
Хигасионна решил предпринять, и избавить от
беспокойств по поводу поиска жилья в чужой
незнакомой стране. Тайтэй Кодзё являлся
мастером воинского искусства, точнее
семейной его ветви, которая уже в XX веке
оформилась как клановая школа каратэ -
Кодзё-рю. Члены семьи Кодзё (китайское
прочтение фамилии – Сай) были выходцами из
Китая, которые в 1392 году по приказу своего
императора образовали поселение "Тридцати
шести семей" в Кумэ на Окинаве. Они
сохранили связи с родственникам на
материке – в портовом городе Фучжоу, где
один из них – Кахо Кодзё (1849-1925гг) имел
собственное додзё. А Тёмэй Удун Ёсимура был
правительственным чиновником и часто
выезжал по государственным делам в "Срединную
империю", как раньше называли Китай. Он
представил Канрё владельцу судна, на
котором юноша направился в путешествие.
Корабль достиг берегов побережья материка
через восемь дней пути.
Морио Хигаонна утверждает, что старший
Хигасионна погиб в жестокой драке, поэтому
Канрё намеревался отомстить обидчику и
делал ставку на своё мастерство, которое
намеревался повысить в результате поездки
в "Мекку воинских искусств" – Китай. Я
слышал и иную теорию. Норими Госэй Ямагути,
сын Гогэна, главы Ямагути Годзю-кай,
утверждает, будто Тёмэй Ёсимура был
настроен прокитайски и пытался
противостоять заселению Окинавы
ненавистными ему японцами. В Китай
Хигасионна направился с письмом от него,
которое надо было передать руководству
окинавской общины "Рюкю-Кан" в Фучжоу,
а оно, в свою очередь, переправило бы это
послание китайским властям. Учителем
Хигасионны стал некий Рюру Ко. Скорее всего,
Хигасионна познакомился с ним в додзё
мастера Кахо Кодзё. В нём преподавали
многие
мастера
китайского гунфу, в том числе окинавец Кёэй
Удон Макабэ, китайцы Ива и Вай Cиндзан. По-видимому,
посещал этот небольшой зал и Рюру Ко,
ставший потом наставником Хигасионны. По
данным Ассоциации У-Шу г. Фучжоу, Рюру Ко был
сапожником и был основателем стиля "Кричащий
журавль". "Рюрю" было его прозвищем,
которое означает "продолжать", а "Ко",
как уже было сказано – "старший брат".
Ещё мы знаем, что Cе Чжонсянь был учеником
прославленного мастера Пан Юба, который в
свою очередь обучался у Ли Cиньшаня,
специалиста стиля Белый журавль (Байхэ-цюань).
Не все исследователи разделяют ту точку
зрения, что Cе Чжонсян был человеком,
учившим Канрё Хигасионна. Окинавский
историк каратэ Акио Киндзё (направление
Дзюкэндо) и Ли Йидуань, специалист У-Шу из
Фучжоу, считают, что учителем Канрё мог быть
другой человек с тем же прозвищем. Они
отмечают, что Cе и Канрё были почти
ровесники, а Хигасионна, якобы, называл его
стариком. Основываясь на утверждении
Хигасионна, что Рюру Ко был ремесленником,
работавшим по бамбуку, и жил в двухэтажном
доме, они говорят, что сапожник Cе - другой
человек. Выслушаем доводы Патрика МакКарти.
В свете существующих доказательств можно
утверждать, что в данном случае такой малый
разрыв в возрасте ничего не значит. Не
существует доказательств того, что сам
Хигасионна называл Рюру Ко “стариком”.
Хотя Cе Чжонсян и был сапожником, его отец
был ремесленником, изготовляющим из
бамбука различные предметы, и
действительно жил в двухэтажном доме.
Некоторые факты просто изменились под
воздействием времени, точнее, их исказили
люди. Мне кажется, то, что учителем
Хигасионна был всё же Cе Чжонсян - дело
доказанное.
Вот он, тот самый мистический мастер Рюру
Ко...
Итак,
Рюру Ко – это мастер китайского гунфу стиля
Кричащий Журавль. Он был всего лишь на год
старше Хигасионны (род. в июле 1852 – ум. в
феврале 1930), и являлся ему скорее старшим
братом, нежели учителем в обычном понимании
этого слова. Именно часть его имени "Ко"
означает "старший брат". Так в
Китайских школах воинских искусств
почтительно обращались к человеку, который
был более уважаемым, и был выше по уровню
мастерства. При этом Хигасионна начал
постигать секреты гунфу под его
руководством только в 1877 году, то есть через
четыре года после того, как прибыл в Фучжоу!
Скорее всего, он всё это время занимался в
додзё Кахо Кодзё, причём его учителем на том
момент мог быть и Вай Ксинксян, которого
устная традиция называет почему-то
помощником Рюру Ко.
Морио Хигаонна, рассказывая о тренировках
Хигасионны, упоминал, что кроме ката тот
изучал технику Шуай-Цзяо, то есть
упражнения с традиционными
приспособлениями для развития физической и
внутренней силы (такими как тиси, саси-иси,
макивара и так далее), а также приёмы Коки (окинавцы
называют данный раздел каратэ Какиэ).
Изучались также приёмы раздела Нэ-вадза, то
есть защиты, лёжа на земле. По словам Морио
Хигаонны, Рюру часто давал ученикам задание
лезть в большую бамбуковую корзину, где
ученики пытались применять друг на друге
приёмы. Это должно было обеспечить им
получение навыков боя в ограниченном
пространстве.
Ещё Хигаонне довелось слышать рассказы о
том, как проходили тренировки у Рюру. Если
верить им, Рюру зарабатывал на жизнь тем,
что строил кирпичные дома, и, кроме того,
плёл корзины и всяческие предметы быта из
бамбука. Однажды, к нему заявился молодой
человек, возомнивший себя мастером
рукопашного боя, и намереваясь не то
вызвать на бой Рюру, не то просто похвастать
своей силой, схватил толстенный бамбуковый
шест, и, напрягшись, переломил его пополам.
Хигасионна, присутствовавший при этом,
только
открыл
рот: это была демонстрация невиданной силы!
Но и Рюру был не промах. В ответ он взял
такую же бамбуковую палку и, чтобы вы думали?
Он её разорвал! Не поломал, а именно
разорвал, растягивая в стороны за разные
концы! Хигасионна вернулся на родину в 1882
году (хотя на сей счёт имеются сомнения:
недавно было установлено, что Хигасионна
мог пробыть в Китае только года три-четыре,
но не это важно). Как только Канрё ступил на
родную землю, он нанёс визит Удону Ёсимуре.
Ёсимура был весьма польщён уважительным к
нему отношением и попросил Хигасионну
взять в ученики своего второго сына –Тёги
Ёсимуру (1866-1945гг). Тот проявлял огромный
интерес к воинским искусствам, и потому
принялся упорно тренироваться. Мураками
Кацуми, ученик Кёды, утверждал в своей книге
"Каратэ-до и Рюкю Кобудо", что Канрё
преподавал Сантин как ката типа "киттэйтэки",
то есть ката, которую необходимо осваивать
как минимум несколько лет подряд. Все
остальные ката выстраивались в следующем
порядке: Сэйсан, Сансэру и Пэттюрин.
Мастерство Хигасионны было блестящим.
Скорость его передвижений поражала
воображение. Сила удара ногой была
настолько велика, что он даже при своём
небольшом росте мог разбить толстые
прочные доски, которые применялись для
строительства лодок. За это люди его
прозвали "Аси-но-Хигасионна". Ещё одним
его прозвищем было "Кэнсэй", то есть
"Священный Кулак". Кэнко Накаима (10 дан,
глава стиля Рюэй-рю) рассказывал, как его
отец Кэнтю Накаима часто упоминал, что
хорошим другом Хигасионны был Буси Куниси (Синкити
Куниёси). Хотя в жизни они никогда не
соперничали друг с другом, Куниёси однажды
сказал Канрё: "Если бы мне не повезло и ты
ударил меня ногой, то моя нога бы наверняка
сломалась", на что Хигасионна ответил:
"Если б ты ударил меня кулаком, я бы,
несомненно, был повержен в прах". Накаима
описывал спарринг Хигасионны как "лёгкий,
отличающийся необычайной работой ног и
быстрыми ударами ногами в нижний уровень".
Он не был просто тренером в обыденном
понимании этого слова. Он был учителем с
большой буквы. Хигасионна придерживался
определённых норм и принципов, хотя "ничто
человеческое" ему не было чуждо. Он часто
говорил Дзюхацу Кёда, что "предназначение
каратэ не причинять людям боль и калечить
их, а помогать обществу". Любимым
высказыванием мастера было: "Каратэ
нуждается в технике, и каратэ нуждается в
цели". Чтобы лучше характеризовать
личность Хигасионны, можно привести ещё
одно выражение, принадлежащее ему: "В
воинских искусствах важное место занимает
духовное совершенствование, поэтому
запомните: если в вашей жизни что-то
преградит вам путь, сверните и обойдите это"…
Лучшими учениками были Тёги Ёсимура (1866-1945гг),
Дзюхацу Кёда, Тёдзюн Мияги, Сирома Симпан,
Хохицу Гусимиягусуку (1892-1966гг), Сэйбун
Накамото, Тайдзо Табара, Рэй Сакима, Ёситэру
Икэмиягусуку, Томонори Дзитияку, Соки Ура и
Кэнва Мабуни.
Хигасионна с родственниками и знакомыми.
Два снимка, сделанные в разное время
(на первом он второй справа в первом ряду, на
втором - в центре).
На фото слева в середине заднего ряда стоит
Тёдзюн Мияги