Дзигоpо Кано родился в 1860 г. в маленьком приморском городке Микагэ, что недалеко от Киото. Отпpыск небогатого самуpайского pода, он с pанних лет проявлял склонность к гуманитарным наукам. После революции &Мэйдзи& в 1871 Кано с семьей переехал в Токио, где, окончив среднюю школу, поступил в Токийский императорский университет. В 1882 г. Кано, окончив университет, открыл при храме Эйсе в Токио первую спортивную школу дзю-до названную им Кодокан, что означает <Дом постижения пути>. Основы мастерства Кано получил, занимаясь у наставника Яги Тэйноскэ. Затем последовательно учился у таких признанных авторитетов дзю-дзюцу как: Фукуда Хатиноскэ и Исо Масатомо из школы Тэнсин синье-pю, а также у Икубо Цунэтоси из школы Кито-pю. Первые годы становления дзю-до были заполнены упоpным трудом и борьбой с многочисленными конкурентами. За какие-нибудь пять лет школа доктора Кано завоевала общее признание. Глубина философских идей, благородство целей, воспитание гаpмонично pазвитого человека, достойное поведение учеников вызывали симпатию окружающих. В 1883 г. Кано ввел разрядную систему. В 1886г., когда начальник упpавления императорской полиции назначил проведение соревнования, состоялся известный поединок школы дзю-до и школы &дзю-дзюцу& Реисинто-pю (в переводе <истинное искусство борьбы, внушенное доброй волей>), во главе которой стоял Тоцука Хикоскэ. Власти приняли решение провести этот поединок школ, чтобы упорядочить систему преподавания воинских искусств в стpане и выбрать в качестве эталона единственную более эффективную. В состязании приняло участие по пятнадцать мастеров от каждой школы. В тринадцати схватках ученики Кано одеpжали победу, две окончились вничью. Вскоpе &дзю-до& стало пpименяться в полиции и армии, а чеpез несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений. В 1900 г. - введены судейские правила в соpевнованиях. В 1909 г. Дзигоpо Кано стал пеpвым в Японии членом Междунаpодного Олимпийского Комитета. В 1911 г. основал Японскую спортивную ассоциацию и стал ее пpезидентом. Работа над системой боpьбы пpодолжалась до 1922 г. Все это время Кано испытывал различные приемы, стремясь к тому, чтобы система была как можно более пpостой по констpукции и наиболее пpактичной в действии. Hезадолго до Второй миpовой войны Кано пытался заинтеpесовать Междунаpодный Олимпийский Комитет новой спортивной дисциплиной. Возвpащаясь в 1936 г. с заседания МОКа, пpоходившего в Каиpе, он скончался на корабле. Руководить Кодоканом стал Рисей Кано, сын учителя, а позже президент Всемиpной федерации дзю-до (1953 г). В пpогpамму Олимпийских игp этот вид спорта вошел на соpевнованиях в Токио (1964 г.) как национальная спортивная дисциплина хозяев состязаний. Мечта Дзигоpо Кано осуществилась
Такэда Сокаку
родился 10 октября 1858 года в провинции Айдзу.
Его клан принадлежал к древнему и знатному
роду Такэда. Еще совсем маленьким ребенком
он начал изучать дзю-дзюцу у своего деда
Такэда Соэмона, и бо-дзюцу — у своего отца,
известного мастера в этом виде боевого
искусства. В 12 лет он поступил в школу кэн-дзюцу
Оно-Ха-Итто Рю, к мастеру Сибуя Тома. Этот
наставник был знаменитым мастером меча
высокого класса. Очень быстро Такэда Сокаку
проявил необыкновенные способности в
фехтовании. Достаточно сказать, что в
возрасте 16 лет он выиграл поединок на синаи
(бамбуковых мечах) у одного из знаменитых
фехтовальщиков того времени, мастера
Момоно Сюнзо (1826—1886) из школы Кёсин-Мэйдзи-рю.
В 1876 году, после 6-и лет занятий, мастер Сибуя
вручил Такэда «мэнкё-кайдэн», документ,
удостоверяющий постижение всех секретов и
технических тонкостей школы и дающей право
на самостоятельное преподавание.
Параллельно
со школой Оно-Ха-Итто Рю, Такэда 2 года
занимался в школе кэн-дзюцу Дзики-Син-Кагэ-рю
у 14-го великого мастера этой школы
Сакикабара Кэнкичи (1829—1894), а также в школе
со-дзюцу (владения копьем) Ходзоин. В том же
1876 году он получил «мэнкё-кайдэн» школы
Ходзоин.
В июне все
того же 1876 года умер его старший брат, и
семейные обязанности заставили Такэда
вернуться в родную провинцию. Там он был
представлен Сайго Таномо-Чикамаса (1829—1905),
прямому потомку основателя их клана и
тогдашнему его главе. Этот человек слыл
непревзойденным мастером меча, копья и боя
голыми руками. Свою школу он называл
Осикиучи-рю. То, что он преподавал
нескольким избранным ученикам, являлось
комплексной боевой системой. Она включала,
помимо фехтования мечом и копьем, также и
захваты, болевые и бросковые приемы. Около
двух лет Такэда постигал технику Сайго, и
весьма преуспел в этом.
В 1880 году эти
два человека снова встретились, когда Сайго
Таномо исполнял обязанности настоятеля в
храме Синто Никко Тосёгу — главном храме их
клана, а также всего рода Такэда. За шесть
месяцев, проведенных вместе, мастер Сайго
передал одаренному ученику все секретные
знания школы («окудэн»).
С 1880 по 1898 гг.
Такэда Сокаку вдоль и поперек объездил
Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь
заметным мастером боевых искусств, который
только принимал его вызов. Он не просил
поблажек или особых условий при встречах с
теми, кто считался сильнее него. Фактически,
он уменьшал свои преимущества, используя
только излюбленное оружие своего
противника — то есть сражался копьем
против мастера копья и мечом — против
знаменитого мастера меча. Он никогда не
терял уверенности в себе, а число его
учеников, невзирая на частые разъезды и
отсутствие постоянного тренировочного
зала, превысило 30 тысяч за всю жизнь. Среди
них были дворяне, члены правительства,
бывшие даймё и высокопоставленные
чиновники.
Такэда Сокаку
был представителем последнего поколения
самураев, блестящим мастером боевых
искусств и талантливым учителем, опыт
которого являлся результатом интенсивных
занятий ценой больших жертв с юного
возраста. Академические знания, полученные
от инструкторов в тренировочном зале, он
довел до совершенства в настоящем, не
сдержанном ни правилами, ни страхом
официального запрета, бою с мастерами,
полагавшими себя более сильными и опытными,
чем он. Эти соревнования ни в коей мере не
были дружескими, смерть участников была
обычным явлением. Прошедшие годы не
помешали дойти до нас многим историям,
показывающим характер и практические
способности этого человека.
В 1910 г. в
сельской местности, по которой
путешествовал Такэда, объявился жестокий
грабитель, который действовал настолько
успешно, что люди, за исключением самых
сильных, боялись путешествовать в темноте.
Полиция, несмотря на все усилия, не смогла с
ним покончить. Неожиданно по неизвестным
причинам деятельность разбойника
прекратилась. Поиски полиции позволили
обнаружить труп, глубоко увязший вниз
головой в грязи, на рисовом поле недалеко от
дороги, по которой обычно ездил Такэда.
Деревенские
жители считали, что мастер бросил негодяя с
такой силой, что тот не смог выбраться из
заболоченного места и задохнулся. С другой
стороны, возможно, он умер от того, что у
него была сломана шея. И полиция и население
были очень довольны такой развязкой, и
поэтому особо не расследовали
действительные причины смерти.
Пятью годами
спустя Такэда участвовал в столкновении с
полусотней дорожных рабочих и вышел из него
невредимым, нанеся большой ущерб численно
превосходящим силам врага. В то время
многие дорожные и строительные рабочие
набирались из бывших преступников или
бандитов. Они были жестокими, агрессивными,
обычно не имели постоянного дома, кочуя в
поисках работы и проводя свободное время в
драках и пьянках. Для полиции это было
настолько большой проблемой, что смерть от
ран, полученных в столкновении с ними,
регистрировали как вызванную
естественными причинами, чтобы соблюсти
формальности и избежать лишних вопросов.
Когда
началась схватка, врагов было полсотни на
одного — вооруженных тобигути (баграми),
железными ломами и лопатами. Сначала Такэда
просто бросил нескольких нападающих.
Однако, когда в ход пошли ножи, он тоже
вооружился сходным образом — и это стоило
жизни девятерым бандитам. Этот случай
прекрасно демонстрирует силу и гибкость
айки-дзюцу как комплексной боевой системы
За счет способности без колебаний
переходить от работы без оружия к работе с
оружием, Такэда вышел победителем из такой
схватки, которая на первый взгляд казалась
совершенно безнадежной.
Возможности
Такэда Сокаку вызывали огромное восхищение
сотрудников полиции, и в течение своей
жизни он был учителем многих их офицеров и
рядовых. Поэтому ему сходило безнаказанно
ношение стального меча (запрещенное еще в
1872 году), а также многочисленные убийства
своих противников на поединках. По
некоторым сведениям, за свою жизнь Такэда
убил на дуэлях около 50-и человек, и это не
считая всякого рода бандитов. Кстати, чины
полиции вполне одобряли его расправы с
преступниками, и не смея сами нарушать
закон, всячески покрывали Такэда, делавшего
то, о чем полицейские могли только мечтать.
Если бы
Такэда жил в наше время, его, без сомнения,
сочли бы эксцентричным человеком.
Рассказывают даже, что он всегда носил с
собой собственную чайную посуду, из которой
только и считал возможным пить, и ел лишь ту
пищу, что готовил он сам или его старший
ученик. (В давние годы для самураев было
обычным беречь свою жизнь таким способом).
Похоже, что его поведение было достаточно
вызывающим, что показывает, например,
следующий инцидент. В 1904 г. американец
Чарльз Пэрри, учитель английского языка
колледжа Сэндай, пожаловался контролеру в
поезде на плохо одетого пассажира,
занимавшего место в вагоне первого класса,
которое он, похоже, не имел возможности
оплатить. Проверка показала, что у
пассажира действительно был билет первого
класса, но привела его в такую ярость, что он
попросил показать того, кто на него
жаловался. Узнав, что это был ехавший в
вагоне крупный иностранец, маленький
Такэда, в котором было всего 150 см роста и 52
кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приемом
Ёнкадзё) и вытащил на открытую платформу в
задней части поезда.
Неизвестно,
что там произошло, но безусловно, это
произвело очень сильное впечатление на м-ра
Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-рю айки-дзюцу
— это высшая система единоборства,
результатом чего было приглашение от
президента Рузвельта с просьбой прислать в
США инструктора для демонстрации этих
странных, но эффективных приемов. В ответ
Такэда Сокаку направил туда Нарада Синдзо
из отдела полиции Сэндай, одним из первых
учеников которого в США стал Чарльз Пэрри,
бывшая жертва его собственного гениального
учителя.
Такэда Сокаку
— это связующее звено между нашим временем
и эпохой самураев. Именно он обеспечил
передачу истинного айки-дзюцу через своих
учеников к последующим поколениям.
Прожив полную,
удачную и очевидно очень интересную жизнь,
Токэда Сокаку скончался от естественной
старости 25 апреля 1943 г. За два года до этого
у него начался паралич, и многие тогда
поверили в близость конца. Он был настолько
близок к смерти, что один из его старших
учеников, Уэсиба Морихэй, сменил название
своей собственной школы с Айки-Будо на
Айкидо; совершая это, мягко говоря,
нарушение этикета, он, вероятно, считал дни
своего учителя сочтенными и мог поэтому
произвести замену без страха вызвать его
недовольство. Однако Такэда Сокаку отчасти
восстановил свою былую силу и за два месяца
до смерти, несмотря на частичный паралич, на
занятиях в отделе полиции города Муро-ран
даже бросил дзюдоиста 6-го дана. В тот день,
когда его не стало, он почувствовал себя
плохо у станции Аомори на северной
оконечности основного японского острова
Хонсю и был принесен учениками в гостиницу
города Ито уже мертвым. Один из наиболее
выдающихся бойцов последнего поколения
самураев покинул этот мир в возрасте 85-и лет,
после чего задача продолжения его работы
лежала на учениках.
Среди
самых известных его учеников Уэсиба
Морихэй (1883—1969), создатель Айки-До;
Окуяма
Ёсидзи-Рюхо (1906—1987), создатель Хакко-рю; Чой
Ёнсоль (1904—1987), создатель Хапкидо; Такэда
Токимунэ (его сын, великий мастер школы
Дайто-рю); Сагава Юки-ёси и Хиса Такумо.
Двое
последних — единственные, кто получил «мэнкё-кайдэн»
из рук самого Такэда Сокаку. После смерти
учителя Сагава ряд лет возглавлял школу, но
когда сын учителя вернулся домой после
войны и плена, он отказался от этого поста в
пользу последнего. Такэда-сын являлся 37-м по
счету главой школы, считая за первого
легендарного князя Минамото-но Ёсимицу
(1056-1127).
В
настоящее время школа возглавляется Такеда
Мунемицу – 38 патриархом школы, братом
покойногоТакеда Токимуне.
Вот
что Такеда Токимуне говорил о своём отце: «Мой
отец был человеком маленького роста, но
грозного вида. Он всегда носил только
традиционную японскую одежду. Много лет он
был единственным, кто преподавал Дайто-рю.
Но своего додзё у него не было. Он ездил по
всей стране и проводил в разных местах 12-дневные
семинары. Его учениками являлись, в
основном, полицейские, а также чиновники
местных органов управления. Как он сам
считал, в течение всего периода
преподавания он в той или иной мере обучил
около 30 тысяч человек.
У
него был удивительный дар, нечто Вроде
шестого чувства. Мне всегда казалось, что он
мог читать мысли других людей. Любую
опасность он чувствовал еще до того, как
происходила сама встреча с ней. При этом он
отличался скрытностью и осторожностью.
Например, он никогда не ел и не пил ничего,
приготовленного кем-то другим, кроме него
самого, меня или старшего ученика. Он
никогда никому не говорил, куда уходит или
уезжает, когда вернется. Входя в чей-нибудь
дом, или выходя оттуда, он всегда шел позади
других, чтобы никто не мог ударить его в
спину. Одним словом, он всегда был готов к
бою, в любом месте и в любой момент»...
Анри Пле, «отец
европейского каратэ», вторит ему: «Мастер
Такэда жил так, как подобает самураю, не
доверяя полностью никому, кроме самого себя,
не произнося ни одного лишнего слова, не
заботясь о достатке, и поистине пребывая за
пределами расхожих представлений о добре и
зле. До конца своих дней он преподавал
жесткое айки-дзюцу, отличавшееся
высочайшей эффективностью. И только
немногим избранным ученикам он передавал,
кроме этого, круговую плавную технику».
Поэтому,
когда Уэсиба Морихэй в 1942 году начал
открытое преподавание этого тайного
раздела, назвав его «айкидо», Такэда
испытал приступ гнева. Несколько его
учеников отправились даже к Уэсибе, в его
деревню Ивама, чтобы убить его.
И
только благодаря своему уму, выдержке и
умению вести переговоры, Уэсиба смог этого
избежать.